Строительство Вышневолоцкой водной системы
16 мая 1703 г. жители маленьких деревушек, разбросанных по болотистым берегам Невы, услыхали пушечную пальбу. Так было извещено о закладке на берегу Финского залива новой столицы Русского государства — Петербурга. Еще только прорубали просеки для будущих проспектов нового города, только возводили первые дома, а царю Петру уже виделись целые караваны кораблей под флагами всех стран мира, стоящие у причалов нового порта.
Он мечтал о том времени, когда «сюда по новым им волнам все флаги в гости будут к нам». Надо было сразу подумать о том, как доставлять товары в новую столицу. Ведь она оказалась далеко от тех районов, где добывали железо, выращивали хлеб, коноплю, лен.
В то время главными путями сообщения на Руси являлись реки. Для того чтобы доставлять товары в Петербург, следовало соединить самую большую водную дорогу — Волгу с теми реками, по которым можно было добраться до Петербурга: Мстой, Волховом и Невой.
Еще в древние времена, когда возили товары из Тверской земли в Новгородскую, грузы волоком по суше перетаскивали из Тверцы (притока Волги) в Цну. На этом месте в те времена возникло селение Вышний Волочек. Здесь-то и решено было прорыть канал и соединить огромной водной дорогой Каспийское и Балтийское моря.
По указу Царя из разных сел и деревень за сотни километров согнали на «канальное» строительство 6 тысяч крепостных крестьян.
Привезли изготовленные на Тульском оружейном заводе ломы, топоры, лопаты и другие инструменты. Царь бросил первую лопату земли и уехал, оставив руководить работами 10 голландских мастеров. Крестьяне работали от темна до темна. Землю перетаскивали на носилках и тачках, и за этот каторжный труд рабочему на восемь дней выдавали три копейки.
После нескольких лет тяжелого труда канал был построен; голландцы уехали к себе домой. Но вскоре обнаружилось, что работа выполнена ими из рук вон плохо. Воды в канале не хватало, земляные насыпи оказались неукрепленными и осыпались. Тогда житель Новгорода Михайла Сердюков взялся перестроить канал. Еще несколько лет трудились крепостные крестьяне, и была создана целая система сооружений: водохранилище, шлюзы, вспомогательные каналы. И караваны судов из Волги пошли в Петербург. Но сколько потребовалось труда, чтобы суда с уральским железом или хлебом из Казани и Нижнего Новгорода могли благополучно прийти в Петербург!
Зима. Голубые дороги, покрытые толстым слоем льда и снега, спокойно отдыхают. Но люди не знают покоя. В лесах по берегам рек Волги, Тверцы, Мологи, Цны раздается стук топоров, со стоном валятся высокие сосны. Это помещики в погоне за деньгами вырубают лес для продажи иностранным купцам. Весной деревья будут сплавлять к Петербургскому порту. А сколько надо леса для строительства судов (барок)! Сотни деревьев везут на пристани, и здесь строят барки. Из толстого ствола топором вырубают всего три доски, а на каждую барку нужны десятки.
Помещики охотно отпускают крепостных крестьян в работы за оброк. Тяжела жизнь оброчного. Пока мужчины рубят и возят лес, женщины при свете лучины далеко за полночь ткут холсты, прядут шерсть, вяжут чулки и вареги (рукавицы) - надо как-то семью прокормить и своевременно расплатиться с помещиком. А не сдашь оброка вовремя - беда!
Отдельные крестьяне, хорошо знающие реки и умеющие водить суда - их называют лоцманами, - уже в январе-феврале отправляются в Тверь и город Вышний Волочек. Здесь они вместе с лоцманами-горожанами нанимаются к купцам водить барки с товаром до Вышнего Волочка. Долго и шумно идут «ряды» (торг).
Подписываются договоры, по которым лоцманы обязываются «со всяким поспешанием» вести суда и нанять за свой счет помощников - рабочих.
Тем временем купцы из Твери, Торжка, Ржева, одевшись в огромные меховые тулупы, санным путем отправляются по деревням закупать товары. Они скупают у крестьян и у помещиков муку, пшеницу, лен, пеньку, крупу, холсты, чулки, вареги, сушеную и вяленую рыбу. Муку и зерно насыпают в рогожные мешки - кули (куль с мукой весил 150 килограммов), нанимают возчиков и везут все это к пристаням.
С ранней весны и до глубокой осени особенно шумно и оживленно в Твери. Вся Волга, насколько хватает глаз, запружена барками и плотами из бревен.
Постепенно одна за другой барки входят в Тверцу и медленно подымаются по реке, преодолевая быстрое течение. На барке находятся лоцман и его помощники, несколько рабочих и хозяин. От кормы судна к берегу тянутся бечевы, в которые впрягаются лошади. Барку тащат девять лошадей. Впереди идет коренная - «шишка», а за ней четыре пары, одна за другой. Сбоку бредут погонщики лошадей - коноводы.
Больше месяца идут барки от Твери до Вышнего Волочка. Здесь тверских лоцманов сменяют вышневолоцкие. Они проведут их через канал и будут сопровождать дальше по Мсте. Требуется большое искусство и опыт, чтобы провести суда через несколько порогов. По указу Петра I спущики судов через пороги, «люди добрые и водяной ход знающие... а не знающих и пьяниц отнюдь на суда и плоты не пускать», а если судно разобьется, «спущикам за то чинить наказание - бить кнутом».
Быстро проходит лето, в октябре спешат последние барки. А с наступлением морозов шум на реках умолкает до следующей весны.
Вышневолоцкая водная система использовалась для транзитного судоходства вплоть доначала ХХ века.
Памятник Петру Первому и Михаилу Сердюкову
В 2000г. в Вышнем Волочке рядом с железнодорожным вокзалом был открыт памятник Петру Первому и Михаилу Сердюкову. Памятник представляет собой композицию, где Михаил Сердюков стоит перед императором Петром с проектом гидротехнической системы Вышнего Волочка, а Петр I думает, утвердить его или отвергнуть данный проект.